Пятница, 23.06.2017, 01:17
Приветствую Вас Гость | RSS

Wisteria

Всё лучшее для Вас!

Главная » Статьи » Вопрос - ответ » Философия

Философия (часть1)

1.Философия как рационально-теоритеческое мировоззрение

Мировоззрение -  это сист-ма взглядов на мир и место в нем человека, на отношение чел-ка  к окруж.  его действительности и самому себе, а также обусловленные этими позициями жизненные идеалы, способы поведения, принципы познания. В мировоз-ии выделяют два уровня:1)рационально – теоретический 2)жизненно-практический. Философия относится к рационально-теорет. уровню. Философию необходимо отличать от здравого смысла. Если жизненно-практический уровень может формироваться стихийно под влиянием традиций, обычаев, то рац-теорет. создается сознательно. Философия центрирована на человеке, ее интересует отношение чел-ка и мира, чел-ка и чел-ка. Структура мировоззрения:1) Знание чел-ка о мире, о чел-ке(познавательный компонент) 2) определенная система ценностей(ценностный компонент) 3) практический компонент(способы, жизненное поведение чел-ка)

Стороны мировоззрения:1) мироощущение, мировосприятие- это эмоц-чувственное, составляющие мировоззрения. 2) Миропонимание(интеллект. составляющие мировз-я).

Мироотношение формируется на основе мироощущения, миропонимания. Каждому обществу и каждой эпохе присуще своё мировзр-е. Философия- это теорет. сформулированное мир-е, система общих, теоретических взглядов на мир, место в них чел-ка, уяснение различных форм отношения чел-ка к миру.

2.Предмет философии. Место и роль философии в культуре.

Предмет фил-ии формир-ся на протяжении всего периода развития древнегреч. Философии и всей последующий фил-ии вплоть до конца 19нач..20вв. Аристотель назовет фил-ю наукой кот. носит название мудрости и предметом которой яв-ся сущее начало и причины всего. Философия отличает разнообразие подходов к собств. предмету  и свидетельствуют о ее множественном прюлистичном характере. Любая филос-кая система решает  комплекс мировозренч. проблем, но главной яв-ся отношение чел-ка к миру. Философия- наука об универсальных принципах и законах развития мира материального и духовного бытия. Функции философии: 1. мировоззренческая 2.фун-я формирования идей и убеждений 3. прогностическая 4.фун-я систематизации всех результатов человеч. опыта идей и представлений 5.ф-я критики 6. аксиологическая 7.гуманитарная 8. методологическая. Все функции тесно связаны и через них проявляется сущность философского знания. Философия вырастает из древа забот чел-ка. Учит тому что чел-к должен сам выбрать и осуществить завтрашний день полагаясь на собственный разум.

Миф- первая историч. форма социал. регулятива. Религия- это вторая после мифа форма. В тоталитарном обществе философия невозможна (напр. Спарта) .у Афинян позволяли роскошь спора, философ. мысль стала высшей формой соц. регулятива.

Главная роль в истории культуры-одухотворение,оразумливание человеч. рода , наполнение жизни чел. высшим смыслом,  идеями и непреходящими ценностями. Философия своей онтологической и гноссиологической стороной тесно сближается с наукой. Происходило сближение фил-ии и искусства.

3.Структура философского знания: онтология, гносеология, аксиология. Категориальная типология философского знания: идеализм, материализм, агностицизм.

В структуру фил. знания входит: онтология-наука о бытие которое определяется как полнота и единство всех видов реальности: объективной, физической, субъективной, социальной и виртуальной.  гносеология-учение о познании (мира)  рассматривает процесс познания с точки зрения отношений субъекта познания (исследователя) к объекту познания (исследуемому объекту),  аксиология-учение о формировании ценностей природы человека, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретным деяниям и поступкам, антропология-учение о человеке, праксиология-учение о человеч. деят-ти, логика-учение о человече. мышлении и др..

Важный филос. вопрос, что первично дух или материя, от его решения зависит общее понимание бытия и здесь выделяют 2 философских направления: материализм, идеализм. Материализм- воззрение, которое видит основу материальной и духовной действительности в материи. Разновидности материализма: методофизический, диалектический, наивный , вульгарный, последовательный, непослед., исторический. Идеализм- объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему материю. Разновидности идеализма: объективный и субъективный. Примером сопряжения материализма и идеализма может служить позиция деизма(деи-бог)-атеизм –неверие в бога. Деизм- единство позиции материализма, идеализма, обнаруживается в решении вопроса о позноваемости мира. Агностицизм - отрицает возможность познания объективной действительности иначе как через ее объективные проявления. Возник в конце 19 в. В теории познания агностицизм существует как принцип, предполагающий, что поскольку познаваемый в процессе познания опыт неизбежно искажается сознанием субъекта, то субъект принципиально не способен постичь точную и полную картину мира.

4.Проблема бытия: её постановка и основные типы решения в истории философии. Формы бытия.

Бытие одна из центральных категорий философии- это система, образующая понятие содержание которого является целый комплекс философских идей(размышление чел-ка о мире и о самом себе). 1-ым кто ввел понятие философии парменид(6-5вв до н.э) древнегреч мыслитель. Бытие-наиболее широкая философская категория, которая фиксирует уверенность чел-ка в существование окруж мира и самого себя.

Признаки бытия:1бытие самое широкое из всех философских 2 оно разнообразно 3 обладет свойствами 4 несмотря на свое многообразие бытие сводимо к единой основе 5противоположно бытию-не бытие. По пармениду бытие это всё то, что можно мыслить, но мыслить можно не только материальное, но идеальное, а также человеческое.

Формы бытия: объективное(материальный мир), субъективное, объективно-субъективное. Объект(гром, молния), субъект(мышление, сознание разум, воображение мир), объективно-субъектив(бытие человеческое бытие общественное).

5.Материя. Эволюция понятия материи в истории философии. Современная наука о строении материи и уровнях её организации.

Материя-это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им. Платон рассматривает материю как проекцию мира идей. У Г. Гегеля материя проявляется в результате деятельности абсолютной идеи, абсолютного духа .В субъективно-идеалистической философии Дж. Беркли открыто заявля-ется о том, что материи нет, и ее никто никогда не видел.

Структурные уровни материи: неорганический мир(микромир мир атомов, эелементарных частиц, макроуровень:объекты, соизмеримые для че-ка, мегамир: звезды планеты, вселенная); органический мир(доклеточный уровень одноклеточные организмы, многоклеточн организмы); социальный мир(индивид группа семья племя народ нация человечество , документы финансиста).

6.Атрибуты материи. Пространство и время как формы существования материи. Движение как способ существования материи

Атрибуты материи: пространство, время, движение. Причем пространство и время – это субъективное формы существования материи, а движение- это способ существования материи.

Главное свойство пространства-протяженность, изотропность. Время- длительность. Движение –универсальность, всеобщность, бесконечность. Движение имеет формы: физическое(тепловое движение, пространственные перемещения, движения элементарных частиц, ядерных полей); химическое(процесс, результат взаимодействия молекул атомов);биологическое(наследственность, обмен веществ, размножение рост); социальное(относится вся материальная и духовная деят-ть чел-ка-ВЫСШАЯ).

7.Диалектика. Сущность, основные принципы диалектики.Законы диалектики

Диалектика( искусство спорить, вести рассуждение) — логическая форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречия мыслимого содержания этого мышления.

Основные принципы диалектики: 1) Принцип универсальной взаимосвязи и взаимодействия. Связь - это такое отношение между двумя процессами, при котором изменение в первом сопровождается изменениями в другом .2) Принцип развития: Мир рассматривается не из готовых законченных предметов, а представляет собой совокупность процессов.

3 закона диалектики - выведены Гегелем:

1) закон перехода количественных изменений в качественные

2)закон единства и борьбы противоположенностей

3)закон отрицания отрицания

диалектика - метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваюстя гибко, с учётом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий.

Сущность диалектики в её постоянном, безостановочном развитии.

8.Теория эволюции. Сущность, мировоззренческое значение

Теория эволюции – наука об общих закономерностях, факторах и движущих силах исторического развития живой природы. Ламарк и ламаркизм. Эволюционное учение  Ж.Б. Ламарка. Главные направления эволюции по Ж.Б. Ламарку (их сущность и их причины). Принцип "градации” органических форм. Учение Ж.Б. Ламарка о виде , влиянии среды на организмы, роли упражнен Дарвин и дарвинизм. Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч. Дарвина. Вскрытие механизма эволюции – главная заслуга ия и неупражнения органов в эволюции. Существовала макро и микро эволюция. Главная заслуга Дарвина в том, что он установил механизм эволюции, объясняющий как многообразие живых существ, так и их изумительную целесообразность, приспособленность к условиям существования. Теория эволюции всех биологических видов вследствие естественного отбора, с постепенным усложнением от первичных стихийно возникших живых клеток до сложных многоклеточных организмов, – теория эта до сих пор остаётся недоказанной. Эта недоказанная теория исходит из атеистического мировоззрения и является составной частью атеистической идеологии. В неё внедрены дополнения и уточнения в виде неодарвинистских вариантов эволюции, тоже недоказанных.

9. Синергетика, как теория самооргназации. Основоположники синергетики. Мировоззренческое значение синергетики.

Синерге́тика («деятельность») — междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем (состоящих из подсистем). создание синергетики, – необходимость при решении ряда задач науки и техники анализировать сложные процессы различной природы, используя при этом новые математические методы. Синергетика, как правило, имеет дело с процессами, где целое обладает свойствами, которых нет ни у одной из частей. В синергетике широко используют уравнения в частных производных. Самоорганизацией называют возникновение (без специальных внешних воздействий) упорядоченных структур и форм движения из первона­чально случайных, нерегулируемых. Илья Пригожин, Сергей Курдюмов, И. Стенгерс . Синергетические свойства плазмы обнаружил доктор физико-ма­тематических наук Юрий Сигов. Мировоззренческая значимость синергетики заключается, прежде всего, в том, что впервые в рамках научного подхода появилась возможность понять мир как целое, понять, как осуществляется переход от неживого к живому. в синергетическом описании ведущим является процесс, процесс как самоорганизация, и нет "направляющей руки", трансцендентального субъекта-управителя или программиста, наблюдатель оказывается помещенным внутрь мира, он становится не только наблюдателем, но и действующим лицом.

10.Детерминизм как учение о всеобщей обусловленности.Индетерминизм. Основные категории детерминизма

Детерминизм- философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира.

Индетерминизм- философское учение и методологическое познание, которое отрицает познавательную ценность причинного объяснения в науке. (пример: война в ираке-это причина-> бегство иракцев-следствие).

Основные категории детерминизма: закон, закономерность, причина, следствие, необходимость, случайность, вероятность.

Причина: есть явление, действие которого вызывает к жизни, определяет последующее развитие другого явления. Следствие есть результат действия определенной причины.

Условия-определенные факторы без наличия которых причинка не может породить следствие. В современной науке происходит переход к более глубокому переосмыслению детерминизма- с пониманием неоднозначности будущего и с возможностью выхода на желаемое будущее.

11.Обыденные, научные, религиозные, философские картины мира. Сходства и различия.

Картина мира- совокупность мировоззренческих знаний  о мире. Каждая картина мира обладает своим смысловым центром. Научная (обесчеловечная реальность); религиозная(боги); философская(человек-мир); обыденная(человек).Картины мира написаны на разных культурных языках. вывод: проблема бытия(онтологич. проблема) были актуальны не всегда, но они первые. Обыденная это представ-е о мире склад-ся стихийно в прцессе жизнедеят кажд ч. Явл центральной заклад-ся представ-е о здравом смысле фундируя собой все осталь кар-ны. Религиозная: 1)мир двойственен: противопост абсолют-го сверхъест бытия всему многообразию естеств вещей. 2) Буддизм: мир никем не сотворен он сущ-т сам по себе вечно, христ-во и ислам: мир создан Богом 3) Пространство удвоено: мир где живут люди и запредельное (небо и адские слои) время- накопленные грехи живых приводят к гпбели мира затем пришествие спасителя 4)ч создан по образу и подобию бога жить следуя канонам.

12.Сознание:его происхождение и сущность. Труд, сознание, мозг

Возникновение сознания яв-ся эволюцией природы. Важнейшим условием возникновения и развития человеческого сознания явилась совместная трудовая опосредованная речью орудийская деятельность людей. сознание  является  особой  формой  взаимодействия человека с действительностью и управления ею. Сознание могло возникнуть лишь как функция высокоорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда и речи. 

Труд- процесс совершающийся между чел-ком и природой в котором он изменяет внешнюю природу и при этом изменяется сам.(развивается его сознание). Т.о. вне общества труда языка не может быть ни человека ни его сознания.

Зависимость уровня сознания от степени организации мозга подтверждается тем, что сознание ребенка формируется, как известно, в связи с развитием его мозга, а когда мозг глубокого старца дряхлеет, угасают и функции сознания.

Нормальная психика невозможна вне нормально функционирующего мозга. сознание неотделимо от мозга: нельзя отделить мысль от материи, которая мыслит. Мозг с его сложными биохимическими, физиологическими, нервными процессами является материальным субстратом сознания. Сознание всегда связано с этими протекающими в мозгу процессами и не существует помимо них. Но не они составляют сущность сознания.

13.Сознание как философская проблема. Структура сознания. Основные свойства сознания.

Сознание- способность человеческого мозга отражать объективную реальность в чувственных и логических образах. Основные  филос. концепции сознания: 1идеалистическая(сознание это производная богом), 2вульгарный материализм(печень выделяет желч; мозг->мысль), 3дуалистическая(материя и сознание сосуществует параллельно), 4дуалектический материализм-сознание- это функция мозга, котор отражает объективную действительность в идеальных образах.

Структура: - внимание(непроизводное, производное), эмоции: а) чувства(удовольствие радость горе),б) настроение(веселое подавленное самочувствие), в)аффект(ярость, ужас, оцепенение); воля, воображение, фантазия, память. Функц. Сознания: активно-отражательная, объяснительная, активно-преобразовательная, коммуникативная, целеполагающая, конструктивно-критическая. Свойства: 1Активность(Сознание связано с деятельностью, с активным воздействием на окружающий мир) 2Избирательный характер(Сознание направлено не на весь мир в целом, а только на определенные его объекты) 3Обобщенность и отвлеченность(Сознание оперирует не реальными предметами и явлениями окружающего мира) 4Целостность(Сознание психически здорового человека, как правило, обладает целостностью) 5Константность(Относительная устойчивость, неизменчивость и преемственность сознания, определяемые памятью. Константность сознания обусловливается свойствами личности.) 6Динамичность(      Его изменяемость и способность к непрерывному развитию) 7Искаженность(Сознание всегда отражает действительность в искаженном виде) 8Индивидуальный характер(Сознание каждого человека отличается от сознания других людей) 9Способность к рефлексии(Сознание обладает способностью к самонаблюдению и самооценке).

14. Сознание и проблема бессознательного в философии.

Кроме сознания у человека есть сфера бессознательного. Проблема бессознательного в философии поднимали многие ученые, но наиболее системно к этому подошли фрейд, густов, юнг,эрих фром. Согласно концепции Фрейда: психика человека состоит из трех пластов: 1)пласт: «оно»(секс, влечение, всё биологическое),2) пласт «Я»(слой сознательного),3) пласт «сверх я»(идеалы и нормы общ-ва моральная цензура). По Фрейду человек- эротическое существо, управляемое бессознательными  инстинктами. К.Юнг: помимо индивидуального выделим коллективное бессознательное, которое яв-ся отражением опыта предшествующих поколений, что человек существо архитипное. Э.Фромм выступил против эротизации и биологизации бессознательного.

Человек часть природы, он подчиняется ее законам, но одновременно яв-ся существом разумным и социальным. Бессознательное- это те явление, процессы, св-ва и состояние, которые указывают влияние на поведение человека, но не осознается им.

15. Сознание. Самосознание. Личность.

Сознание- способность человеческого мозга отражать объективную реальность в чувственных и логических образах. Самосознание яв-ся органичной частью сознания. Это способность чел-ка оценивать свои слова, поступки, мотивы поведения, цели, своё положение в обществе. Самосознание- совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а представления индивида о самом себе складываются в мысленный «образ Я». Под «личностью» понимают: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

16. Язык как способ существования сознания. Виды языков.

Язык- это материальная средство выражения идеального.Идеальное- это такая динамичная подвижная модель объекта, в которой выражено его содержание и которая свободна от всей его реальных социоприродных св-в. Характерные особ-ти идеального:1) противоположность материальному объекту образ которого воплащен в идеальный, 2) несводимость к материальным процессам.3)невоспринимаемость органами чувств,4)субъективность со стороны формы и объективность со стороны содержания. Идеальное находит свое выражение через язык и мышление.

Виды языков:язык мимики, жестов, телодвижения, устная, письменная, речь, спец. Языки(математ. комп), язык сигнальные. 2 вида мышления: конкретное, абстрактное.

17.Сознание и познание как высшие формы отражения.

Сознание- способность человеческого мозга отражать объективную реальность в чувственных и логических образах. Причины возникновения сознания:

1)Труд (производительная деятельность)2)Речь (общение)3)Совместная общественная жизнедеятельность.отражение есть результат взаимодействия объектов.               Сознание - высшая форма отражения действительного мира ; свойственная только людям. Отражение - это свойство материальных систем, объектов воспроизводить в ходе взаимодействия с другими системами, объектами в изменениях своих свойств и состояний их различные особенности и характеристики. Простые примеры отражения: отпечаток предмета на воске, объект и негатив на фотопластинке.

Познание- специфич. вид деятельности чел-ка, направленный на постижение окружающего мира и самого себя в этом мире. Познание - высшая форма психического отражения действительности, носящая активный, избирательный и опережающий характер; в результате чего возникает новое знание о мире.Познание осуществляется в ходе индивидуальной и совместной деятель­ности людей, в процессе их социального взаимодействия и общения; Результаты познания кристаллизуются и закрепляются в социокультурном опыте человека в виде более или менее согласуемых между собою компонентов - знаний. Иными словами, познание - это процесс, а знание - результат.Познание - это динамическая характеристика духовно-теоретического освоения челове­ком условий его бытия, тогда как знание, - отражение свойств реальности в категориях общественного опыта, - характеристика, фиксирующая результаты этого освоения, готовые к использованию и распространению.

18.Познание как предмет философского анализа, его возможности и границы. Гносеологические концепции.

Познание, душевная деятельность, результатом которой получается знание явлений внешнего и внутреннего мира в их сосуществовании и закономерной последовательности.Центральной проблемой познавательного отношения человека к миру является проблема познаваемости мира.объектом познания является не только природа, но и общество, больше того, сам человек и его сознание. Познание, следовательно, выступает как диалектический процесс активного целенаправленного воспроизведения в системе идеальных образов сущности вещей, явлений объективного мира, включая человека и жизнь общества. То, что развитие науки непрерывно наталкивается на всевозможные преграды и границы, — естественно.Одну из таких границ очерчивает наш опыт.конечным источником любого человеческого знания является опыт .Другой пограничный барьер на пути к всемогуществу научного познания возвела сама природа человека. Загвоздка оказалась в том, что человек — существо макромира (т.е. мира предметов, сопоставимых по своим размерам с человеком). наш «познавательный аппарат» при переходе к областям реальности, далеким от повседневного опыта, теряет свою надежность.наука не только расширяет, но и значительно сужает горизонты человеческого воображения. Гносеологические концепции Три основные направления гносеологии – рационализм, эмпиризм и критицизм.гносеологической (познавательной) стороны: гностицизм,агностицизм,рационализм.эмпиризм (сенсуализм).Эмпиризм - философское направление, согласно которому в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения («Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях»).Рационализм(от лат. ratio — разум) , философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Противостоит как иррационализму, так и сенсуализму. Критицизм - в философии, начиная с Канта, метод установления возможности, происхождения, действительности, закономерности и границ человеческого познания.

19.Объект и субъект познания.Их взаимоотношения. Роль практики в процессе познания.

Познание: рациональное, чувственное, практика. Чувственное-осуществляется с помощью чувств, рациональное-переработка данной информации мышление, практика-материальное освоение познаваемых фрагментов действительности.практика играет троякую роль:1)источник познания2) проверка на истинность3)сфера приложений теоретич. знаний. Составляющими элементами процесса познания яв-ся субъект и объект. Субъектом познания по существу яв-ся общество, а не отдельный индивид. Объект- сфера приложений активности субъекта, это фрагмент объективного мира,выделенный человеч практикой но не мир целом.

20.Структура познания.  Значение иррационального в познавательной деятельности.

Структура: -чувственное познание1) ощущение(отдельные формы)2)восприятие(когда видим)3) представление(высшая ступень, образ ранее увиденного предмета) и – рациональное познание1) понятие(знание общих св-в)2) суждение(высказывания)3) умозаключения. Иррациональное-находящиеся за пределами разума, несоизмеримое с логическим мышлением. К иррациональному относится предрассудки, эмоции, подсознательное влечение, интуиция. Нерациональные формы познания можно определить негативно, т.е. через отрицание всех тех правил и норм. Проблема иррационального в познании рассмтривалось Шеллингом, Шопенгауэром, Ницше. Ограничивая или отрицая возможности разума в процессе познания, они признают алогичный и иррациональный характер самого бытия. Признание иррационального в познании иногда оборачивается крайностью, ведущей к полному отрицанию значения иррационального.

Категория: Философия | Добавил: Tanyffka (14.03.2011)
Просмотров: 9156 | Теги: познание, бытие, сознание, человек, государство, общество, наука, философия, материя | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Философия [5]
Здесь собраны шпаргалки по предмету "Философия"
Психология [9]
Здесь находятся ответы на основные вопросы по психологии
Наш референдум
Как вы оцениваете свою внешность?
Всего ответов: 61
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск