Пятница, 23.06.2017, 01:23
Приветствую Вас Гость | RSS

Wisteria

Всё лучшее для Вас!

Главная » Статьи » Вопрос - ответ » Философия

Философия (часть2)

21. познание как процесс. Знания как результат процесса познания. Обыденное научное художественное познание. Их специфика.

В процесс познания включена вся психическая деятельность человека.Однако основную роль выполняют чувственное и рациональное познание. Чувственное, или сенситивное познание — это познание с помощью органов чувств, оно дает непосредственное знание о предметах и их свойствах и протекает в трех основных формах: ощущение, восприятие, представление.познавательная деятельность не сводится к чувственному восприятию. Она включает рациональное познание, которое, взаимодействуя с чувственным восприятием, дополняет и корректирует познавательный процесс и его результаты. Знания–это результаты процесса познания действительности, отражающие ее в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, гипотез, теорий, концепций. Познание есть специфический вид духовной деятельности человека, процесс постижения окружающего мира. Оно развивается и совершенствуется в тесной связи с общественной практикой.Знание всегда является идеальным образом действительности. Знать что-либо – означает иметь некоторое идеальное представление об интересующем нас предмете. Знания человечества образуют сложную систему, которая выступает в виде социальной памяти, богатства ее передаются от поколения к поколению, от народа к народу с помощью механизма социальной наследственности, культуры. Термин «знание» обычно употребляется в трех смыслах:1. способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности о том, как что-либо сделать, осуществить те или иные замыслы;  2. любая познавательно значимая информация (в частности – адекватная);3. особая познавательная единица, гносеологическая форма отношения человека к действительности, существующая наряду и во взаимосвязи с практическим отношением. Во-первых, познание различается своей глубиной, уровнем профессионализма, использованием источников и средств.   Познание различается и своим предметом. Познание природы ведет к становлению физики, химии, геологии и.

Обыденное- эмпирический характер познания. Научное-объективность доказуемость проверяемость. Художественноое-образное освоение действительности, личностное видениеоригинальность, отражательно-выражательная природа. Религиозная- постижение таинст и догматов религии, главный источние вера. Философское - знание пропущенное через призму самого мыслителя.

22.проблема идеального. Специфика и сущность идеального. Мышление, язык, как способы бытия идеального.

Язык- это материальная средство выражения идеального.Идеальное- это такая динамичная подвижная модель объекта, в которой выражено его содержание и которая свободна от всей его реальных социоприродных св-в. Характерные особ-ти идеального:1) противоположность материальному объекту образ которого воплащен в идеальный, 2) несводимость к материальным процессам.3)невоспринимаемость органами чувств,4)субъективность со стороны формы и объективность со стороны содержания. Идеальное находит свое выражение через язык и мышление.

Виды языков:язык мимики, жестов, телодвижения, устная, письменная, речь, спец. Языки(математ. комп), язык сигнальные. 2 вида мышления: конкретное, абстрактное(отвлеченное смысл жизни)

23. проблема человека в философии. Природная организация человека. Социальная сущность человека.

 В ходе изучения природы человека сформулировались 2 концепции:биологизаторская, социологизаторская. Для характеристики представителя общества применяются такие понятия как: индивид, индивидуальность, личность. Индивд- это представитель какого то социального целого(один из…). Если понятие индивидуальности подводит деят-ть человека под меру своегобразия и неповторимости,, то понятие личности подчеркивает в ней сознательно-волевое начало. Сущность человека в двойственности. Он одновременно принадлежит 2 мирам: природе и обществу, телу и духу.

Социальная сущность: Социальность как атрибуция человека свойственна ему изначально. социальность-естественная стихия общения, межсубъектного взаимодействия, деятельностного обмена, где неуклонно как простое производное кооперативности кристаллизуется положительное общежительного. Его атмосфера взращивает цивильность — способность коллективного авто- и эктопреображения. Существо социальности — коллективный автокаталитический эффект окультуривания: под воздействием практических форм деятельности преображается среда обитания, под воздействием духовных и практически-духовных форм деятельности преображается гуманитарная сфера — идет самовозвышение, прогрессивный ценностный рост. Главное — перманентное возделывание как непременный итог действования в коллективный организации.

24.природа как основа жизнедеятельности человека. Развитие взаимоотношений между человеком и природой в истории философской мысли.

В процессе производства природа используется человеком как предмет труда, объект его преобразовательной деятельности в интересах общества. Природные богатства (в первую очередь полезные ископаемые) служат естественной основой материального производства и жизни общества. Выйдя из природы, человечество уже не в состоянии существовать без продуктов труда, полученных в результате материального производства, «очеловечивания природы».

Природа — это естественная основа жизнедеятельности человека и общества в целом. Вне природы человек не существует и существовать не может. Даже в космосе, на космических орбитальных станциях люди пользуются переработанными благами природы. В свою очередь, природа и космос в целом вполне могут существовать без человека, обходиться без его присутствия и деятельности. Так происходило многие миллиарды лет. Осмысление такой взаимосвязи и зависимости общества от природы — насущная необходимостЗависимость материального производства и жизни общества от природы в свою очередь накладывает определенные ограничения на деятельность человека. Они касаются прежде всего разумного, рационального воздействия общества на природу в процессе общественной жизнедеятельности. Неотъемлемым здесь должен стать принцип «Не навреди!» в истории: в античности природа как объектсозерцания. В средневековье:разрыв между человеком и богом. Новое время-мировой рынок, извлечение прибыли. Человек-царь природы. Сейчас: чел-к осознал глобальность проблемы.

25. природа. Общество. Культура. Их взаимосвязь

Влияние окружающей природы на восприятие, понимание отмечал еще русский историк В. О. Он видел в среднерусском ландшафте источник своеобразия русского национального характера. В. О. Ключевский выделял значения образов леса, степи и реки в русской культуре и их роль в формировании психологичеких черт личности. Природное окружение (экология) - субстанциальная активность (экономика) - особенности воспитания детей (энкультурация) влияют на: 1) психологические особенности личности; 2) наличие или отсутствие детского труда; 3) особенности ритуалов и других проективных систем (магия, искусство, игры).природными условиями влияют на  черты личности. влияют на личность познавательные процессы и специфика восприятия, в свою очередь зависящие от природного и культурного окружения.. Как показывают последние исследования, степень контакта младенца с родителями может существенно влиять на его развитие в более позднем возрасте.

26. общество как саморазвивающаяся система. Динамика общества. Структура общества.

 Источники саморазвития общества можно усмотреть во взаимодействии трех сфер реальности.1) мир природы и вещей, существующий независимо от воли и сознания чел-ка т.е. объективный и подчинённый физическим законам.2)мир общественного бытия вещей и предметов, являющихся продуктом человеческой деятельности, прежде всего труда.3) человеческая субъективность, духовные сущности, идеи, которые относительно независимы от внешнего мира и обладают максимальной степенью свободы. Первый источник развития общества находится в мире природы, являющийся основанием существования общества. Второй источник развитися природы связан с технологическими детерминантами, с ролью техники и процессом разделения труда в общественном устройстве.3 источник саморазвития общ-ва усматривается в духовной сфере, в процессе реализации того или иного религиозного или светского идеала. Динамика общества: общество – арена деятельности разумных существ, сознательно стремящихся к определенным целям. экологические последствия технического прогресса являются итогом совместной деятельности людей.Каждое поколение, вступая в жизнь, застает определенные общественные условия, которые сложились независимо от него.Исторический процесс совершается закономерно, и сознательная деятельность людей сама выступает необходимым элементом этого закономерного процесса.На ход событий оказывают влияние как определенные общественные отношения, так и отдельные исторические личности, хотя само появление великой личности обусловлено исторической необходимостью. 1. Выдающаяся личность накладывает неизгладимый отпечаток на ход исторического процесса, хотя не может полностью изменять весь ход истории.2. Деятельность великой личности имеет тем большее историческое значение, чем больше опирается на прогрессивные силы общества. Общество- выделившиеся из природы системное образование, представляющее собой совокупность исторически изменившихся форм жизнедеятельности людей, которые проявляются в развитии ифункционировании соц.институтов, организаций, общностей и отдельных индивидов.  Структура общества: целостность и единство общ-ва определяется соц-ой структурой. Социальная структура-В широком смысле совокупность устойчивых связей эк-ки политик культуры. В узком смысле это отражение деления общ-ва на различные соц.группы, системы устойчивых связей между ними на внутренние структуры различных соц. общностей. Уровни  структ.организации : микроструктура, макроструктура. Компоненты соц.среды: обществ.условия жизни людей; соц.действия людей; отношения людей, возникающих в процессе совместной деят-ти; соц. общности, в которые объединяются люди.

27.Социал.сфера обществ. жизни. Этнические общности:род племя народность, нация. Социально-экономические группы:каста, сословие, класс.

Социальная сфера — это сфера взаимоотношений имеющихся в обществе социальных групп, в том числе классов, профессиональных и социально-демографических слоев населения (молодежи, лиц пожилого возраста и др.), а также национальных общностей по поводу социальных условий их жизни и деятельности.функционирование социальной сферы связано с удовлетворением особого круга социальных потребностей. Возможности их удовлетворения обусловлены социальным положением человека или социальной группы, а также характером существующих общественных отношений. Степень удовлетворения указанных потребностей определяет уровень и качество жизни того или иного человека, семьи, социальной группы и т.д. Это — обобщающие показатели достигнутого уровня благосостояния людей и эффективности функционирования его социальной сферы. На это должна быть направлена социальная политика государства. род, племя, народность, нация-Развитие этих общностей связано с ростом производительных сил, расширением хозяйственных связей, формированием определенных социальных и культурных предпосылок. Так, род и племя характерны для первобытного общества. Род — это группа кровных родственников, которые ведут свое происхождение от общего предка (по материн­ской или отцовской линии) и носящих общее родовое имя..Племя — это тип этносоциальной общности эпохи первобытно-общинного строя. Племя — более высокая форма общественной организации, оно охватывает боль­шое число родов и кланов.Народность складывается с появлением классов и государств...Нация складывается в течение длительного исторического периода в результате соединения, "перемешивания", "сплавления" представителей различных (родственных и неродственных друг другу) племен и народностей.Народность — это этническая и социальная общность, которая на лестнице общественного развития следует за племенем и предшествует нации.Нация — это историческая общность людей. каста, сословие, класс: открытые - классы,закрытые - рабство, касты, сословия. Каста - обособленная социальная группа (страта), члены которой связаны происхождением или правовым положением и принадлежность к которой полностью определяется рождением и является наследственной. Сословие - социальная группа, которая занимает определенное положение в иерархической структуре общества в соответствии со своими правами, обязанностями и привилегиями, закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству. Социальный класс -крупная социальная страта отличающаяся от других доходом, образованием, властью и престижем;большая группа людей, имеющих одинаковый социально-экономический статус в системе социальной стратификации.Социальные классы различаются по одному-двум детерминирующим признакам.

28. человек и общество. Человек в системе социальных связей и отношений.

Человек – основа общества.обратимся к рассмотр. социал.связей и отношений. Связь и отношение- это общие категории диалектики, выраающие взаимообусловленность явлений, разделенных во времени и в простарнстве и взаимодействие элементво определенной системы. Соц связи и отношения складываются между людьми в процессе их совместной деятельности. В материалистической тарктовке общества они делятся на первичные(материальные, базисные) и вторичные(идеологические, надстроечные ). Главным и ведущим являются материальные экономические производственные отношения, определяющие политические правовые нравственные и др. идеалистическое понимание соц связей и отношений исходит из примата духовного начала как объединяющего системообразующего принципа.  Сущность общесв.связей и отношений состоит в том, что отношение чел-ка к чел-ку опосредуется миром вещей и наоборот, контакт чел-каспредметом означает его общение с другим чел-ком его силами  способностями акуммулированными в предмете. Во взаимоотношениях чел-ка и общ-ва возникает феномен отчуждения суть которого состоит в растворении чел-ка в абстрактных соц качествах. Преодоление отчуждения осуществляется с освоением личностью разнообразных условий форм деятельности. потом общво стало как система вещных зависимостей, когда мир машин образовал особый предметный слой социальности, через который стали реализовываться межчеловеческие связи и отношения. Вещная зависимость людей друг от друга может быть преодолена на путях интенсивного личностного личностного развития.

29.Чеовек и исторический процесс. Социальные типы личности.

Человек не только природное социальное но и историческое существо. Это подчеркнуто в социально-исторической концепции марксизма, который усматривал сущность истории в деятельности пресследующего свои цели че-ка и искал объективные основания исторического процесса. Под объективными факторами развития общ-ва обычно понимаются такие условия, которые не зависят от сознания людей, их воли и определяют характер их деятельности. говоря о субъективном факторе под которым понимается деятельность отдельных людей их групп классов, партий в истории нужно указать на самую существенную особенность соц действия. Одной из особенностей истории яв-ся то что в XIX-XXвозрастает соц активность чел-ка в смысле идентификации его с определенной общностью. В древности изменения в обществе понимались как простая последовательнсть событий либо как деградация по сравнению с минувшим золотым веком.понятие прогресса общ-ва и истории все более связывается с развитием телесных и духовных характеристик самого человека. Социальные типы личности:  Социальный тип личности – продукт сложного  переплеттения историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей.Типы личности:Традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а выраженность таких качеств, как креативность, стремление к самореализации.У идеалистов, наоборот,      сильно выражены критическое отношение к традиционным нормам.Для фрустированного типа      личности характерны низкая  самооценка, угнетение. Реалисты сочетают в  себе  стремление к самореализации с развитым чувством долга. Гедонистические материалы ориентированны в первую очередь на получение удовольствий «здесь и сейчас».

30. Экономическая сфера общественной жизни. Проблемы трансформационных и трансакционных издержек.

Экономическая сфера общественной жизни является той областью, в которой осуществляется производство материальных благ.Производство и способы производства материальных благ выступают основой удовлетворения материальных потребностей военной организации, как в мирное, так и в военное время.Способ материального производства есть диалектическое единство производительных сил и производственных отношений.Экономическая сфера общественной жизни:1)обслуживает материальные потребности воинской деятельности – производство вооружений и боевой техники;2)обеспечивает личный состав военной организации общества всем необходимым для жизнедеятельности и выполнения задач по предназначению.

Трансформация- это преобразование природных факторов, осуществляемых человеческим субъектом. Затрачиваемые на соответсвующие трансформации. Ресурсы  рассматриваются как трансформационные издержки. Трансакции- особого вида отношения, в которые вступают члены команды(коллектива)для согласования и упорядочения своих действий. Издержки, связанные с преодолением трудностей согласования интересов отдельных индивидов опред-ся как трансакционные издержки. К трансформационным издержкам относятся закупка сырья, полуфабрикатов, арендная плата. К трансакционным издержкам отн-ся затраты на сбор необходимой инф-ции, проведение переговоров, сит-ма юридической защиты. Стремится нужно к их сокращению, т.к. экономия в издержках обеспечивает более высокие прибыли и благожелат. Атмосферы среди работников.

31. Институты и институционная сфера. Основные признаки социальных институтов.

Социальный институт-приспособительное устр-во общ-ва, созданное для удовлетворения важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм. Институционные признаки: уст-ки и образцы поведения, символические культурные признаки(флаг), унитарные и культурные черты(храм дом), устный и письменный кодексы(законы), идеология(в семье-любовь, в гос-ве- свобода). Важнейшими социальными институтами являются политические. С их помощью устанавливается и поддерживается политическая власть. Функционирование институтов определяется родом их деятельности, культурными традициями и многими другими факторами, в числе которых эффективность является далеко не определяющим параметром. Действие любого социального института невозможно понять до тех пор, пока все его взаимосвязи и отношения не будут объяснены с позиций общей культуры и субкультур групп.

32.Политико-идеологическая сфера общественной жизни. Политическая деят-ть и политическое сознание. Формы, уровни политич. сознания.

Развитие и совершенствование человека допускалось или даже поощрялось в той мере, в какой оно обеспечивало функционирование системы, но не выводило человека за определённые рамки, наложенные руководством. Получалось, что общество было как бы накрыто политико-идеологическим колпаком, за пределы которого нельзя было выбиваться, зато внутри него люди были предоставлены сами себе. Политическое сознание является своеобразным стержнем всех форм общественного сознания и занимает среди них особое место, потому что в нем отражаются экономические интересы классов и социальных групп, оно оказывает значительное воздействие на борьбу за власть и на все сферы социальной жизни. политическое сознание в целом играет большую роль в системе общественного сознания.Политическое сознание - это система знаний и оценок, благодаря которым происходит сознание области политики субъектами, выступающими в виде индивидов, групп, классов, общностей.Политические интересы объективны и затрагивают в конечном счете каждого человека. Жизнь общества пронизана политическими интересами, концентрирующими в себе социальные противоречия и являющиеся основой общественно-активных объединений и социальных столкновений. Политическое сознание- это отражение политических отношений и деятельности политических институтов , всей полит.жизни общ-ва в сознании людей. Выделяют 2 уровняполит.сзнания:обыденный(Данному уровню при¬сущи ярко выраженные социально-психологические черты: настро¬ения, чувства, эмоции. Это придает ему особую динамичность, спо¬собность чутко реагировать на изменения политической ситуации.) , Теоретический уровень представлен различного рода концепциями, идеями, воззрениями, имеющими политический характер. Осознание политики на теоретическом уровне позволяет:

а) ставить и решать важнейшие политические цели и задачи как фундаментальные (стратегические), так и текущие (тактические);

б) определять средства и методы их достижения;           

в) определять направления и пути организационно-политического обеспечения решения назревших проблем;                

г) вырабатывать концептуальные подходы к социальному контролю за ходом выполнения политических решений и целевых программ;                                                

д) корректировать политику с учетом данных практического опыта.

К числу основных свойств политического сознания можно отнести: исторический, социальный характер, плюралистичность, многокомпонентность, многоуровневость, диалектичность.Политические формы сознания предполагают способность человека вычленять в социальной жизни динамику межгрупповой борьбы за власть. Виды полит. сознания: групповое, индивидуальное, массовое.

33. Феномен государства. Признаки государства. Функции гос-ва. Гражданское общ-во и гос-во.

Гос-во- это система органов общ-ва , которая обеспечивает организованную внутреннюю правовую жизнь народа как единого целого, защищает права своих граждан, осуществляет нормальное функционирование инститов власти, контролирует свою территорию, защищает свой народ перед внешней угрозой, гарантирует выполнение обязательств перед другими гос-вами, сохраняет природную среду и культурные ценности, способствуя выживанию обществ и его прогрессу.

Основные признаки гос-ва: наличие публичной власти, существование определенной территории, действие права, наличие суверенитета. функциями государства принято понимать основные направления его деятельности, которые вытекают из его социальной природы и связаны с решением задач, стоящих перед обществом на том или ином этапе его развития.К внутренним функциям относятся: политическая; экономическая; социальная; экологическая; охрана прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка.К внешним функциям относятся: функция интеграции в мировую экономику; обороны страны; поддержки мирового правопорядка; сотрудничества по глобальным проблемам. Гражданское общ-во-это взаимодействие всех имеющихся в общ-ве малых и больших соц.групп, в том числе классов, этносов, профессиональных, демографических групп. Гражданское общ-ва формируется на добровольных началах, где связи преобладают горизонтально.однако гражд. общ-во  свободно относительно и зависимо от гос-ва.

34.Глобальная политика.

Глобальные проблемы нашей эпохи - закономерное следствие всей со-временной глобальной ситуации, сложившийся на земном шаре. К характерным чертам глобальных проблем относятся: они имеют общечеловеческий характер, т. к. затрагивают интересы всех стран и народов, а в перспективе - будущее всего человечества; 2. имманентно сопутствуют человеческому обществу на всем протяже-нии его истории, хотя до определенного этапа они не проявляют всей своей остроты и их развитие не всегда даже заметно; 3. в современных условиях приобретают всемирный характер, ибо сфе-рой их действия впервые стала вся планета; 4. имеют комплексный, системный характер, и для их успешного ре-шения необходимы совместные усилия всех стран и народов; 5. постоянно развивается во времени и пространстве, в результате по-являются новые глобальные проблемы, а некоторые могут и исчезать.6. противоречивы с точки зрения пределов своего решения, т. к. полно-стью глобальные потребности удовлетворимы только в большой историче-ской перспективе, а в современных условиях они получают частичное, про-межуточное решение при условии активного международного сотрудничест-ва;

35. Понятие науки. Этапы развития науки в рамках европейской цивилизации. Классификация наук.

Наука- это исторически сложившиеся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное произ-во, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования. Ряд областей знания был обогащен в эпоху средневековья учеными Арабского Востока и Средней Азии: Ибн Ста, или Авиценна, (980—1037), Ибн Рушд .Важнейшим этапом развития науки стало Новое время — XVI—XVII вв. Здесь определяющую роль сыграли потребности нарождавшегося капитализма. В этот период было подорвано господство религиозного мышления.Научная революция XVII в. связана с революцией в естествознании. Развитие производительных сил требовало создания новых машин, внедрения химических процессов, законов механики, конструирования точных приборов для астрономических наблюдений.Галилею принадлежат крупнейшие достижения в области физики и разработки самой фундаментальной проблемы — движения, огромны его достижения в астрономии: обоснование и утверждение гелиоцентрической системы.К середине XX века на одно из первых мест в естествознании выдвинулась биология, где совершены такие фундаментальные открытия, как установление молекулярной структуры ДНК.Науки подразделяют на фундаментальные и прикладные. Фундаментальные науки познанием законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления. Эти законы изучаются в «чистом виде», поэтому фундаментальные науки иногда называют чистыми науками..

Категория: Философия | Добавил: Tanyffka (14.03.2011)
Просмотров: 4415 | Теги: материя, философия, общество, наука, человек, государство, сознание, бытие, познание | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Философия [5]
Здесь собраны шпаргалки по предмету "Философия"
Психология [9]
Здесь находятся ответы на основные вопросы по психологии
Наш референдум
Какое имя Вам больше нравится?
Всего ответов: 44
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск