Вторник, 17.10.2017, 05:12
Приветствую Вас Гость | RSS

Wisteria

Всё лучшее для Вас!

Главная » Статьи » Вопрос - ответ » Философия

Философия (часть3)

36.научное познание. Особенности научного познания. Уровни, формы и методы научного познания.

Наука имеет дело с особым набором объектов реальности, несводимых к объектам обыденного опыта, а также то, что научные знания являются продуктами научной деятельности. Особенности научного познания:1.Основная задача научного познания – обнаружение объективных законов действительности – природных, социальных (общественных) законов самого познания, мышления и др. Это основной признак науки, главная ее особенность.2.На основе знания законов функционирования и развития исследуемых объектов наука осуществляет предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности. 3. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания – Объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но не без участия живого созерцания и внерациональных средств.4.Существенным признаком познания является его системность. Без системы это не наука.5.ДЛЯ науки характерна постоянная методологическая рефлексия. Это означает, что в ней изучение объектов, выявление их специфики, свойств и связей всегда сопровождается — в той или иной мере – осознанием методов и приемов, посредством которых исследуются данные объекты. 6.Научному познанию присуща строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Знание для науки есть доказательное знание. Знание должно быть подтверждено фактами.7.Научное познание есть сложный, противоречивый процесс производства и воспроизводства новых знаний. 9.В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства, как приборы, инструменты. Уровни науч.познания: эмпирическийопыт(опыт)>научныйфакт(проблема),эмпирич.закон(гипотеза)теоретический(проблема, гипотеза теория)<-Формы науч. познания. методы науч.познания->эмпирический методы, универс., теоретический.   В науке различают эмпирический и теоретический уровни исследования. Это различие имеет своим основанием неодинаковость, во- первых, способов (методов) самой познавательной активности, а во-вторых, характера достигаемых научных результатов.Эмпирическое исследование предполагает выработку исследовательской программы, организацию наблюдений, эксперимента, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их классификацию, первичное обобщение. Словом, для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность.еоретическое познание – это сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракции высоких порядков. Здесь орудием выступает понятия, категории, законы, гипотезы и т.д. Научное познание формируется на основе обыденного.

37.Методы проверки истинности научной теории. Сильные и слабые стороны принципов верификации и фальсификации.

Стандартный метод проверки теорий — прямая экспериментальная проверка («эксперимент — критерий истины»). Научные теории получают свою окончательную проверку с помощью практики: в материальном производстве, в революционной деятельности масс по переустройству об-ва и т. п. Если теория успешно применяется на практике, это означает, что она является истинной. Способы проверки той или иной теории на практике могут быть различными.Однако проверка на практике научных теорий не означает превращения их в абсолют, научные теории развиваются, обогащаются, уточняются, нек-рые их положения заменяются новыми (Абсолютная и относительная истина). Это связано с тем, что сама общественная практика, а следовательно, и способы сопоставления через практику научных теорий с действительностью постоянно развиваются, совершенствуются. Поэтому лишь развивающаяся общественная практика может полностью подтвердить или опровергнуть то или иное человеческое представление. Верификация – процедура опытной проверки теории или определенного научного утверждения на истинность. Она состоит в том, что теоретическое положение соотносится с реальным положением дел с помощью наблюдения, измерения, эксперимента. Различают непосредственную и косвенную верификацию. При непосредственной верификации эмпирической проверке подвергается само утверждение. При косвенной – только следствие утверждения, относящееся к объектам.Фальсификация – процедура, устанавливающая ложность теории или гипотезы в результате ее эмпирической проверки.Верификация:Сильные стороны:Утверждения, которые в принципе не могут быть верифицированы, как правило, не считаются научнымиСлабые стороны:Положение научной теории претендуют на всеобщность и необходимость, следовательно полное подтверждение теоретических законов невозможно, а частная недостаточно.

Фальсификация:Сильные стороны:Для проверки утверждения на ложность достаточно одного контрпримера.Слабые стороны:При столкновении теорий с фактами, ложным могут оказаться как теории, так и факты. В реальной науке идея «решающего» эксперимента, однозначно позволяющего установить ложность теории, оказалась малореалистичной.

38. Рост научного знания. Концепции роста научного знания К.Поппера, Т.Куна, И. Лакатоса.

Развитие науки – это постепенный процесс, в котором факты, теории и методы слагаются во все возрастающий запас достижений ”(кумулятивная модель.Альтернативную точку зрения развил Т. Кун в своей работе "Структура научных революций”, в которой достаточно полно (хотя не до конца) развил идею роста научного знания как революционный процесс, связанный со сменой "парадигмы”. Обсуждены в его работе также вопросы, касающиеся реакции научного сообщества на кризисную ситуацию, предшествующую революции, а также критерии выбора той или иной конкурирующей парадигмы. Карл Поппер внёс большой вклад в разработку принципов научного познания. В частности, именно он ввёл понятие фальсифицируемости (лат. falsus — ложный) — необходимого условия признания теории или гипотезы научной (критерий Поппера).В основе концепции "логики открытия" Поппера лежит идея, принявшая форму убеждения, об отсутствии какой бы то ни было исти-ны в науке и какого-либо критерия ее выявления; смысл научной деятельности сводится не к поиску истины, а к выявлению и обнаружению ошибок и заблуждений. Важнейшим понятием концепции Куна является понятие парадигмы. Содержание этого понятия так и осталось не вполне ясным, однако в первом приближении можно сказать, что парадигма есть совокупность научных достижений, признаваемых всем научным сообществом в определенный период времени.Кун имеет,в виду не только некоторое знание, выраженное в ее законах и принципах. Ученые - создатели парадигмы .- не только сформулировали некоторую теорию или закон, но они еще решили одну или несколько важных научных проблем и тем самым дали образцы того, как нужно решать проблемы.  Лакатос полагает, что основой теории научной рациональности должен стать принцип критицизма. Но "контрпримеры” и "аномалии” не всегда побуждают ученых расправляться со своими теориями.развитие науки Лакатос представляет как "историю рождения, жизни и гибели исследовательских программ”. Однако и методология исследовательских программ Лакатоса не может объяснить, почему происходит смена программ. Лакатос признает, что объяснения логики и методологии здесь бессильны, но, в отличие от Куна, он верит, что логически можно "соизмерить” содержание программ, сравнивать их между собой.И. Лакатос основное внимание уделяет не теориям, как таковым, а ведет речь об исследовательских программах.

39. Техника как социальное явление. Взаимоотношение науки и техники. Сциентизм и антисциентизм.

Стремительное развитие техники обусловило ее всеобъемлющее влияние на современный мир. Воздействие техники испытывают такие социальные сферы, как экономика, экология, наука, политика и даже искусство. Как феномен техника выступает в виде машин и орудий, но сегодня также – как технические сооружения и даже техническая среда. К феноменальным чертам техники относятся также знания, используемые в технике,и различные культурные «тексты», в которых обсуждается техника и техническое поведение людей. В отличие от феноменальных описаний, используемых в философии техники как эмпирический материал, анализ сущности техники – это ответ на такие фундаментальные вопросы, как: в чем природа техники, как техника относится к другим сферам человеческой деятельности – науке, искусству, инженерии, проектированию, практической деятельности, когда техника возникает и какие этапы проходит в своем развитии, каково влияние техники на человека и природу, каковы перспективы развития и изменения техники. Разумеется, обозначенный перечень вопросов следовало бы, с нашей точки зрения, расширить, например, отметить специфику формирования теоретического уровня технического знания, включить вопрос о фило-софских основаниях этого знания. Взаимоотношение науки и техники: Поскольку техника выступает как материализованное знание, ее существование невозможно без науки.ни техника, ни наука еще не оформились как отдельные системы.Когда наука и техника восстанавливают свои дружеские отношения. Это эпоха "сциентификации" техники. Технические проблемы достигают такой сложности, что их решение требует научных методов, выработки специальных технических теорий, основанных на систематических экспериментах и на математическом описании.Согласно последней точки зрения взаимоотношения между наукой и техникой в ходе своей эволюции прошли четыре этапа. На первом (донаучном) формируются различные типы технических знаний, на втором - происходит зарождение технических наук, на третьем (классическом) строятся ряд фундаментальных технических теорий, наконец, на четвертом (современном) осуществляются комплексные исследования, происходит интеграция технических наук с естественными и общественными и дальнейшее "отпачковывание" технических наук от других областей научного знания. Сциентизм и антисциентизм: Сциентизм (наука, знания) — это система убеждений, утверждающая основополагающую роль науки как источника знаний и суждений о мире. Нередко сциентисты считают «образцовыми науками» физику или математику и призывают строить остальные науки по их образу и подобию. Сциентизм ставит науку в главенствующее положение в идейной и культурной жизни общества.Сциентизм —концепция, заключающаяся в абсолютизации роли науки в системе культуры, в идейной жизни общества. Он начал складываться в философии конца XIX— начала XX вв., когда в связи с развитием науки был поставлен вопрос о ее роли и месте в системе культуры.Сциентизм и антисциентизм возникли практически одновременно и провозглашают диаметрально противоположные установки.Антисциентизм Настаивает на ограниченности возможностей науки в решении коренных проблем человеческого существования, в крайних проявлениях оценивая науку как враждебную человеческому существованию. Философия рассматривается как нечто принципиально отличное от науки, носящее чисто утилитарный характер и неспособной подняться до понимания подлинных проблем мира и человека. Антсциентизм трактует социально-гуманитарное знание исключительно как форму сознания, к которой неприменим принцип объективности научногоисследования.Антисциентизм-философско-мировоззренческая идейная позиция, состоящая в критической (вплоть до враждебной) оценке науки и ее роли в системе культуры и научного познания как фактора отношения человека к миру.

40. Философское учение об истине. Формы истины. Проблема критериев истины.

Истина- соответствие знаний действительности(соглашение). Формы истинности: предметная(стол сделан из дерева), экзистенциальная(связана с идеалами добра), концептуальная(соотв.убеждениям догматам), научная(2х2+=4), обыденная(дети появляются позже своих родителей), религиозная(Бог всегда справедлив), нравственная. Антипод истинности: ложь, дезинформация, заблуждение, ошибка. Истинное – это такое действительное, которое прежде всего согласуется с тем, что мы понимаем под тем или иным предметом, в чем мы усматриваем его сущность. Проблема истины неразрывно связана с поисками ее критерия — способа, с помощью которого устанавливается истинность знания, отличие истины от заблуждения. В Средние века критерием истины было обращение к авторитету.В качестве критерия истины признана практика (маркс.). Практика -  материальная, целенаправленная, основанная на знаниях деятельность людей, преобразующая природу, общество и человека. Как критерий истины практика и абсолютна, и относительна. Абсолютна потому, что все, подтвержденное практикой, является истиной. Относительна потому, что и практика, и теория непрерывно развиваются, поэтому на каждом этапе своего развития практика не может полностью подтвердить теорию.Философы рационалистического направления (Декарт, Спиноза, Лейбниц) видели критерий истины в ясности и отчетливости разума, в выведении знаний из всеобщих очевидных положений.

41.Глобальные проблемы человечества. Сущность. Пути решения глобальных проблем.

Проблемы:1) Угроза термоядерного пожара.идет расползание атомной технологии.2) надвигающаяся близость экологической катастрофы. Демографическая обстановка на планете уже за исторический период существенно менялась. Процесс неудержимого прироста населения Земли неравномерен. И возникает вопрос не станет ли тесно на нашей земле. 3) опасность, нависшая над человеческой телесностью(спид), океан химических веществ, в который ныне погружена наша повседневная жизнь.4)кризис человеческой духовности.нет свежего взгляда на мир. Общ-во  утратило смысл. Пути преодоления:1) развертывание информационной(компьютерной), биотехнологической революции как технико-технологической основы возможного выхода из ситуации «выживания» преодоления преград к объеденению человечества.2) возможность утверждения в качестве доминирующего типа мирового зоз-ва-смешанной рыночной и как правило социально защищеннойэкономики с элементами конвергентного типа. Эта форма экономических отношений сможет способствовать увязке интересов разных хозяйственных субъектов, гармонизации связей.3)становление принципа ненасилия и демократического согласия во внешней и внутренней политики, в групповых и межличностных отношениях.4) объединительные процессы духовной жизни как в религиозном так и в светском вариантах.5) это идущая неуклонно межэтническая и межкультурная интеграция при сохранении автономности и уникальности каждого этноса и каждой культуры.

42. Будущее человечества. Проблемы будущего России.

При размышлениях о видении будущего следует помнить что они всегда опираются на ту или иную концепцию исторического процесса, его абсолютной открытости. Распространены утверждения что будущее земли непредсказуемо. К.Поппер утверждал что что будущее земли зависит только от нас.

  Люди Земли едины сущностно- социально. Когда-то ранний Маркс убедительно заметил, что именно в переработке предметного мира человек впервые действительно утверждает себя как родовое существо, производство есть его родовая деятельная жизнь.Где бы ни жили перволюди они вышли из единого корня, их действия коррелированны(соответственны)в силу однородности жизнедеятельности, их единит субстанция труде, она их делает гранями целостности.  Ныне,как никогда в прошлом, ощущается необходимость единения всех позитивных сил для решения назревших глобальных проблем.Один из наших поэтов афористично сказал: «Или братские объятия, или братская могила», это так.. Другой дороги нет. Все мы, люди, предупреждены. Выбор за нами. И особенно за новыми поколениями, вступающими сейчас в жизнь, землянами XXI столетия. Некоторые оптимистические прогнозы будущего России: * Россия разбогатеет и станет самодостаточной страной. Кроме нефти, разовьются снова высокие технологии.[29] * В международных отношениях Россия станет близко идентифицировать себя с Европой и, возможно, даже свяжет себя с ней каким-либо видом формального договора или соглашения. Станет ли это членством в Евросоюзе, будет зависеть в равной мере от ЕС и от российской политики. [30]

* Проанализировав условия, необходимые для устойчивого и безопасного развития страны в начале XX века, Д. И. Менделеев определил оптимальную численность населения России в 500 млн человек. Сегодня население более чем в три раза меньше. Пессимистические прогнозы будущего России предсказывают её распад и деградацию. Согласно работам философа и публициста С. Г. Кара-Мурзы, Россия неуклонно движется к социально-экономической, политической и демографической катастрофе.Другая проблема, стоящая перед Россией — демографический кризис, коснувшийся в первую очередь наиболее многочисленного народа России — русского народа. Ежегодная убыль населения России составляет 700.000 человек в год (среднестатистическое за 1993—2006 годы).[32] Однако в 2009 году наметился перелом. Полгода (на 7 февраля 2010 года) идёт небольшой прирост населения. По сравнению с 1 января 2009 года, население увеличилось более чем на 25 тысяч человек.

43. Человек и проблема ценностей. Проблема формирования системы человеческих ценностей. Виды ценностей.

Аксиология изучает ценности. Аксиология-философ.учение о ценностях и природе ценностей. Ценность- это понятие указывающее на культурное, общественное или личностное значение(значимость) явлений и фактов действительности.  В системе человеческих ценностей особое место, как известно, занимает нравственность ибо именно данная этическая категория детерминирует поведение людей, их взаимоотношения - межличностные, групповые, социальные.Нравственный критерий применим в качестве оценочного основания ко всем областям деятельности индивида. Нравственные представления человека, складывавшиеся на протяжении веков, нашли отражение в таких категориях, как добро, справедливость, совесть, долг, смысл жизни, счастье, любовь. Они закреплены в моральных нормах и принципах, регулирующих отношения людей.

Виды ценностей:1)витальные(жизн.ценности жизнь здоровье безопасность)2) нравственные(семья любовь друзья) 3)религиозные (вера в Бога любовь к богу) 4) позновательные(книги знания)5) эстетические(стиль гармония красота мера) 6)политические(управ.гос-вом) 7) культурные(памятники традиции) 8)экономические(ресурсы прибыль) 9) социальные(образование общ-во). Кроме того выделяют ценности и цели и ценности средства(справедливость смысл жизни).

44. Проблема смысла жизни. Аскетизм. Альтруизм. Гедонизм. Эвдемонизм. Утилитаризм. Прагматизм.

Смысл жизни — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни. Концепции смысла жизни: аскетизм(отречение от проблем земных), гедонизм(наслаждение удовольствие), альтруизм(жизнь во имя других),эвдемонизм(главное достижение счастья), утилитаризм(жизнь значит извлекать пользу), прагматизм(цель жизни оправдывает любые средства для её достижения).
Категория: Философия | Добавил: Tanyffka (14.03.2011)
Просмотров: 3143 | Комментарии: 1 | Теги: познание, бытие, сознание, государство, человек, наука, общество, философия, материя | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Философия [5]
Здесь собраны шпаргалки по предмету "Философия"
Психология [9]
Здесь находятся ответы на основные вопросы по психологии
Наш референдум
Как вы оцениваете свою внешность?
Всего ответов: 61
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск