Среда, 23.08.2017, 13:10
Приветствую Вас Гость | RSS

Wisteria

Всё лучшее для Вас!

Главная » Статьи » Вопрос - ответ » Философия

Контрольная работа на тему: Проблема соотношения материи и сознания (часть 2)

3. Диалектико-материалистическое решение проблемы сознания.

 

Материалистическое решение проблемы сознания становится возможным только на основе концепции развивающейся материи. Ключевым здесь становится вопрос о происхождении и специфике сознания как особого человеческого феномена, феномена, характерного для функционирования человеческой жизнедеятельности. Стратегическое решение этого вопроса в диалектическом материализме выглядит так: сознание есть продукт развития материи, есть свойство высокоорганизованной материи. Сознание как свойство высокоорганизованной материи есть продукт развития некоего исходного, всеобщего и универсального материального свойства, свойства, которое имманентно присуще материи. И такое свойство действительно имеет место. Это свойство отражения.

Можно утверждать, что явление отражения, определяемое как воспроизведение характеристик одного объекта в характеристиках другого, действительно обладает материальной всеобщностью и универсальностью. Для этого достаточно знать, что отражение имеет место в любом процессе взаимодействия. В свою очередь, в любом процессе взаимодействия происходит изменение свойств взаимодействующих объектов. Итак, любому процессу взаимодействия сопутствует явление отражения, но поскольку взаимодействие представляет собой всеобщее материальное свойство, можно утверждать, что и отражение является всеобщим материальным свойством.

 

При внимательном рассмотрении обнаруживается, что возможны лишь две философские позиции, действительно ставящие перед собой проблему соотношения материи и сознания. Основное условие постановки этой проблемы заключается: 1) в осознании и, в то же время, 2) в признании их взаимосвязи. Таким образом, требуется найти способ перехода между этими, казалось бы, непересекающимися мирами. Соответственно, следует либо из сознания вывести материю, либо, наоборот, показать, как материя порождает сознание. Первая возможная позиция определяет магистральный подход идеалистической философии, вторая позиция задает магистральное направление материалистической философии. Но в обоих случаях подлинно фундаментальным считается лишь одно субстанциальное основание (соответственно, сознание и материя), поэтому и идеализм, и материализм являются представителями философского монизма – позиции, исходящей из признания одного первопринципа.

В позиции философского идеализма нет согласующейся с научными данными концепции перехода от сознания к материи. Поэтому наука не может принять эту позицию.

Можно утверждать, что единственным философским направлением, согласующимся с научным подходом, является материализм. Так, обнаруживает свою полную неспособность разрешить проблему сознания так называемый метафизический материализм.

 

Метафизический материализм трактует материю как непрерывно изменяющееся многообразие самих по себе неизменных материальных элементарных частиц, которые, находясь в непрерывном движении, могут под действием внешних условий объединяться, создавая различного рода механические системы.

 Метафизический материализм в силу своих исходных допущений (отрицания развития материи) оказался не в состоянии решить проблему сознания.

Ситуация с проблемой сознания принципиально меняется на рубеже XIXXX вв. В это время складывается новая мировоззренческая платформа материализма, вошедшая в историю мысли под названием диалектического материализма. Ее главной особенностью стало включение в концепцию материи идеи развития. Основной тезис диалектического материализма гласит: хотя вещество – это материя, но материя не есть вещество, материя не сводится только к системам элементарных частиц.

Материя – это философская категория, для обозначения объективной реальности, которая существует до, вне и независимо от человека и человеческого сознания.

Новое понимание материи изменило и постановку проблемы сознания. Противопоставление теперь пролегло не между вещами протяженными (res extensa) и вещами мыслимыми (res cogitans), но между реалиями, имеющими объективный, независимый от человека характер и феноменами человеческого сознания или производными от них. Соответственно, задача материалистического решения проблемы сознания приобрела более конкретный характер. Надо было материалистически объяснить возникновение сознания не как некой субстанции, но как феномена, характерного именно для человека и человеческого общества. И только на этой основе оказалось возможным реалистичное понимание специфической идеальности сознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1. Философия сознания и наука

 

Современная наука свидетельствует о том, что сознание без материального носителя (мозга человека) не существует и все представления о независимой от тела бессмертной душе являются иллюзорными. Мыслители-материалисты всегда считали сознание явлением вторичным по отношению к материи, но конкретное понимание связи материи и сознания долгое время оставалось упрощенным. Многие материалисты прошлого рассматривали сознание в качестве свойства, присущего всей материи. Однако оставалось невыясненным, каким путем реализуется это свойство, стиралась грань между живой и неживой природой, между психикой животных и мышлением человека.

В середине 19 века некоторые естествоиспытатели пытались отождествить сознание с некоей тонкой секрецией, которую мозг выделяет подобно тому, как печень выделяет желчь. Такая позиция явно вульгаризировала понимание природы сознания, превращая его в разновидность материи. Несмотря на упрощенность в подходе к природе сознания, материалистическая философия и естествознание в домарксистсовский период установили, что сознание человека связано с деятельностью мозга и является отражением в мозгу внешнего материального мира. Последовательно научное решение проблемы соотношения материи и сознания получает в марксистско-ленинской философии. В. И. Ленин сформулировал положение о том, что универсальным свойством материи является отражение, родственное ощущению. В неживой природе оно проявляется в изменении тела под воздействием других тел. Усложнение структуры материи ведет и к усложнению проявлений отражения.

Для простейших живых тел специфично отражение в форме раздражимости, которая играет существенную роль в их самосохранении и самовоспроизведении. С появлением в ходе эволюции живого многоклеточных организмов, обладающих нервной системой и мозгом, возникает психическая форма отражения, обеспечивающая сигнальное взаимодействие организма с окружающей средой. На основе трудовой коллективной деятельности и языкового общения у человека развивается сознание как высшая форма отражения, включающая мышление, которое не только отражает глубокие стороны существующего, но и творит образы несуществующего. Сознание позволяет людям успешно ориентироваться в существующем мире, предвидеть ход событий и направлять его в желаемую сторону, преобразовывать в процессе труда материальную среду и управлять ею. И все же оно остается вторичным фактором, формируясь, в конечном счете, под определяющим влиянием материальной основы жизни общества — производительство сил и производств, отношений.

Поскольку люди имеют тела, они являются частью физической и биологической реальности. В этом статусе они являются предметом изучения естественных наук. И так как ментальные процессы не являются независимыми от тела, то описания человека в естественных науках непосредственно влияют на философию сознания. Точно также философия сознания создает концептуальные схемы для некоторых молодых наук.

Существует несколько научных дисциплин, которые релевантны философии сознания. Они включают в себя биологию, информатику, когнитивную науку, кибернетику, лингвистику и психологию.

                Нейробиология.

Биология, как и все современные естественные науки, опирается на материалистическую картину мира. Объектом изучения нейробиологии как раздела биологии являются физические процессы, которые рассматриваются в качестве оснований ментальной деятельности и поведения. Прогресс биологии в изучении и объяснении ментальных феноменов зафиксирован, в частности, в отсутствии эмпирических опровержений её фундаментальной предпосылки: «изменения в ментальных состояний субъекта невозможно без изменений в состояниях его мозга».

В рамках нейробиологии существует большое количество разделов, которые изучают отношения между ментальными и физическими состояниями и процессами.

·             Сенсорная нейрофизиология изучает отношения между процессом восприятия и раздражения.

·             Когнитивная нейронаука изучает корреляции между ментальными и нейронными процессами.

·             Нейрофизиология описывает зависимость ментальных способностей от анатомических отделов мозга.

·             Наконец, эволюционная биология изучает генезис человеческой нервной системы, и, в той степени, насколько она является основанием сознания, также описывает онтогенетическое и филогенетическое развитие ментальных феноменов, начиная с их самых примитивных стадий.

Методологические находки нейронауки, в частности введение высокотехнологичных процедур создания нейронных карт, толкают ученых на разработку все более амбициозных исследовательских программ. Одной из них является максимально полное описание нейронных процессов, которые коррелировали бы с ментальными функциями. Однако многие нейробиологи, в том числе соавтор Карла Поппера Джон Экклз, отрицают возможность «редукции» ментальных феноменов к процессам в центральной нервной системе. Даже если эта редукция и будет осуществлена, проблема данности личного, субъективного мира человека постороннему исследователю пока даже теоретически не имеет решения.

 

 

                Информатика.

Информатика изучает автоматизированную обработку информации при помощи компьютеров. С тех пор, как последние существуют, программисты способны создавать такие программы, которые позволяют компьютерам выполнять задачи, для решения которых биологическим существам потребовалось бы наличие разумного сознания. Простейший пример — это выполнение арифметических операций. Однако очевидно, что умножая числа, компьютеры не используют сознания. Может ли у них однажды появиться нечто, что мы могли бы назвать сознанием? Этот вопрос вынесен сегодня в заголовок многочисленных философских дебатов, связанных с исследованиями в области искусственного интеллекта.

Джон Сёрль предложил различать «слабый» и «сильный» искусственный интеллект. Главная цель «слабого» состоит в построении успешной модели моделирования ментальных состояний, которая не предполагает наделение компьютеров подлинным сознанием. Цель «сильного» искусственного интеллекта, напротив, заключается в построении компьютерной системы, которая была бы столь же сознательной, как и человек. Последняя программа восходит к идеям британского математика Алана Тьюринга. Отвечая на вопрос о том, могут ли машины мыслить, он сформулировал знаменитый тест Тьюринга. Тьюринг считал, что мы можем говорить о том, что компьютер «мыслит», если не можем отличить ответы компьютера, полученные в ходе анонимного диалога через компьютерный терминал, от ответов людей. Существенным здесь является то, что взгляды Тьюринга на природу разума были бихевиористскими — разумна та система, которая ведет себя как разумная. Критика теста Тьюринга весьма обширна. Одним из наиболее известных аргументов против него является мысленный эксперимент «Китайская комната», предложенный Джоном Серлом.

Вопрос о том, могут ли компьютеры чувствовать, также остается открытым. Некоторые ученые считают, что исследования в области искусственного интеллекта могут существенно приблизить нас к решению психофизической проблемы. Они убеждены, что отношения между сознанием и мозгом могут быть описаны по модели отношений между программным обеспечением  и аппаратной частью компьютера.

                Психология.

Психология непосредственно изучает ментальные состояния. Она использует эмпирические методы для исследования ментальных состояний (удовольствия, страха и т. п.) Психология пытается найти законы, которые связывают эти ментальные состояния между собой, а также с внешним физическим миром. При этом психология не говорит ничего о природе изучаемых ею явлений, поэтому её законы совместимы со всеми решениями психофизической проблемы.

 

 

 

Заключение

 

Первое, что поражает воображение человека, когда он наблюдает окружающий мир, - это удивительное многообразие предметов, процессов, свойств и отношений. Нас окружают леса, горы, реки, моря. Мы видим звезды и планеты, восхищаемся красотой северного сияния, полетом комет. Разнообразие мира не поддается счету. Нужно иметь большую силу мысли и богатое воображение, чтобы увидеть за многообразием вещей и явлений мира их общность и единство.

 У всех предметов и процессов внешнего мира есть такой общий признак: они существуют вне и независимо от сознания, отражаясь прямо или косвенно в наших ощущениях. Другими словами, они объективны. Прежде всего, по этому признаку философия объединяет и обобщает их в одном понятии материи. Когда говорится о том, что материя дана нам в ощущениях, то имеется в виду не только прямое восприятие предметов, но и косвенное. Мы не может видеть, осязать, например, отдельные атомы. Но мы ощущаем действие тел, состоящих из атомов.

Когда человек ставит себе цель отыскать единообразную материю как некоторое первоначало всего, то он поступает таким же образом, как если бы вместо вишен и груш захотел съесть плод вообще.

Человеческое сознание является сложным феноменом, оно многомерно, многоаспектно. Представления о нем весьма различны, зависят от разнообразия жизненного опыта людей, формирующего далеко не тождественные между собой его трактовки; понимание сознания, его сути, содержания, масштабов проявления определяется во многом культурными традициями людей, их религиозной, общественной ориентацией.

Многогранность сознания делает его объектом изучения множества наук, среди которых философия, психология, биофизика, информатика, кибернетика, юриспруденция, психиатрия. Вследствие объективной своей многосистемности,  сознание с большим трудом поддается общесистемному определению и любое его определение, если не оговорить специального назначения этого определения, оказывается неполным, односторонним, вызывающим к себе скептическое отношение, ведущее к попыткам его заменить или дополнить.

Сознание - это и познание действительности, и ее составная часть. Между законами движения мира и сознанием человека нет непроходимой пропасти. Сознание принадлежит не к какому-то потустороннему, а к материальному миру, хотя и противостоит ему как духовность. Оно не сверхъестественный уникум, а естественное свойство высокоорганизованной материи.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.          Алексеева П.В. Философия: Учебник 3-е издание. – М.: Проспект, 2005. – С. 254-283.

2.          Дубровский Д.И. Новое открытие сознания? // Вопросы философии. - 2003. - № 7. - С.92-111.

3.          Дубровский Д.И. Проблема сознания: опыт обзора основных вопросов и теоретических трудностей.

4.          Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Вопр. философии. – 1990. - №10

5.          Патнэм Х. Философия сознания. — М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. — 240 с.

6.          Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2006. – 736 с.

7.          Черников М.В. Философия: тематический анализ. – Воронеж: ИММиФ, 2004.- С.27-65.

8.          http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/109975.

9.          http://mirslovarei.com/content_fil/materija-i-soznanie-3092.html.

 

 

Категория: Философия | Добавил: Tanyffka (04.04.2013) | Автор: Татьяна
Просмотров: 1838 | Комментарии: 1 | Теги: интеракционизм, сознание, дуализм, монизм, наука, философия, материя | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Философия [5]
Здесь собраны шпаргалки по предмету "Философия"
Психология [9]
Здесь находятся ответы на основные вопросы по психологии
Наш референдум
Оцените наш сайт
Всего ответов: 34
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск