Суббота, 21.10.2017, 20:35
Приветствую Вас Гость | RSS

Wisteria

Всё лучшее для Вас!

Главная » Статьи » Вопрос - ответ » Психология

Психология (часть3)

22. Способности и задатки. Одаренность. Талант. Гениальность.

Способности - свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов общественно-полезной деятельности. Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, которые составляют природную основу развития способностей.Способности к задаткам не сводятся, задатки - одна из посылок для формирования способностей.   Одареность-это общая способность индивида сознательно ориентировать свое мышление на новые требования; это общая способность психики приспосабливаться к новым задач и условий жизни.Природные задатки организма сами по себе не детерминируются однозначно одаренности человека. Они лишь являются неотъемлемым компонентом той системы условий, определяющих развитие личности, ее одаренность. Одаренность выражает внутренние возможности развития не организма как такового, а личности. Однако если одаренность выражает внутренние особенности личности, то к ней в полной мере можно отнести концептуальное положение о том, что внутреннее всегда опосредствованное внешним и неотделимо от него.Одаренность проявляется лишь через своё соотношение с условиями, в которых происходит конкретная деятельность человека. Оно выражает внутренние данные и возможности человека, то есть внутренние психологические условия деятельности в их соотношении с требованиями, которые ставит эта деятельность.. Чтобы стимулировать развитие, эти требования должны быть достаточно высокими.Специальная одаренность определяется соотношениям внутренних психических условий с требованиями специальных видов деятельности. Это соотношение является не только абстрактным, но и реальной связью, что обусловливает формирование одаренности. Специальные способности определяются наклоном до отдельных специальных видов деятельности. Специальные способности определяются теми объективными требованиями, которые ставит перед человеком определенная отрасль производства, культуры, искусства и т.д.Талант-высокий уровень способностей человека к определенной деятельности. Это сочетание способностей, которые дают человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнить определенную сложную трудовую деятельность. Талант может проявиться во всех сферах человеческого труда: в организаторской и педагогической деятельности, в науке, технике, в различных видах производства.Сочетание способностей, которые являются основой таланта, в каждом случае бывает особенным, свойственным только определенной личности.Гениальность -высочайший уровень одаренности личности, воплощается в творчестве, которое имеет историческое значение для жизни общества. Гений, образно говоря, создает новую эпоху в своей области знаний. Для гения характерны творческая продуктивность, овладение культурным наследием прошлого и вместе с тем решительное преодоление старых норм и традиций.

23. Эмоции. Классификация эмоций. Информационная теория эмоций.

Эмоция (от лат. emoveo — потрясаю, волную)—эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям. Эмоции отличают отаффектов,чувств и настроений.Под эмоциями понимают протяжённые во времени процессы внутренней регуляции деятельности человека или животного, отражающие смысл (значение для процесса его жизнедеятельности), который имеют существующие или возможные в его жизни ситуации. Критерии классификаций: врожденность, отношение к инстинктам, плотность нейронной активности отношение к адаптивным биологическим процессам.Классификация Грота предлагает группировать эмоции опираясь на два ключевых душевных состояния - пессимизм и оптимиз.Классификация, предложенная В. Вундтом, предлагает определять эмоции всистеметрехсей:Удовольствие-неудовольствие,Напряжение-разряжение,Возбуждение-торможение.Леонтьев предложил выделять группы эмоций по источнику их происхождения:Эмоции, связанные с удовлетворением-неудовлетворением личных потребностей человека.Эмоции, возникающие в результате сравнения некоторого объекта, самого себя или своих действий со своими же нормами, стандартами, правилами, убеждениями.Эмоции, возникающие в результате сравнения объекта с общественными правилами и нормами.Эмоции, возникающие в связи с чужими потребностями.Эмоции, возникающие на основе взаимных отношений с другими людьми.Эмоции, возникающие на основе презрения. Информационная теория: Симонов говорит о том, что его подход к проблеме изучения эмоций принадлежит павловскому направлению изучения высшей нервной деятельности мозга. Он придерживается мнения, что "эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе гинетического и ранее приобретенного индивидуального опыта".Симонов предлагает формулу, в которой он представляет правило возникновения эмоций: Э = f [П, (Ин - Ис), …]…

24. Чувства и потребности человека. Формы переживаний чувств.

Чувства — это переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его -жизни, что он познает или делает.Переживание чувства выступает как особое испытываемое субъектом психическое состояние, где восприятие и понимание чего-либо, знание о чем-либо выступает в единстве с личным отношением к воспринимаемому, понимаемому, известному или неизвестному. Во всех этих случаях говорят о переживании чувства как особом эмоциональном состоянии человека. Чувства способствуют выделению предметов, отвечающих потребностям личности, и стимулируют деятельность, направленную на их удовлетворение. Переживание радости при научном открытии активизирует поисковую деятельность ученого, поддерживает интенсивность процесса удовлетворения познавательной потребности. Интерес как форма проявления потребности всегда имеет яркую эмоциональную окраску.Чувства субъективно (для человека) выступают показателем того, как происходит процесс удовлетворения его потребностей. Возникшие в процессе общения и деятельности положительные эмоциональные состояния (восторга, удовольствия и т.п.) свидетельствуют о благоприятном протекании процесса удовлетворения потребностей. Неудовлетворенные потребности сопровождаются отрицательными эмоциями (стыда, раскаяния, тоски и т.п.).Важнейшей характеристикой эмоциональных состояний является их регулятивная функция. Возникающие у человека переживания выступают в роли сигналов, информирующих человека о том, как идет у него процесс удовлетворения потребностей, с какого рода препятствиями он сталкивается, на что надо обратить внимание, над чем необходимо задуматься, что изменить. Чувства — одна из специфических форм отражения действительности. Если в познавательных процессах отражаются предметы и явления действительности, то в чувствах отражается отношение субъекта с присущими ему потребностями к познаваемым и изменяемым им предметам и явлениям действительности. Формы переживаний: Общепринятым является выделение следующих форм переживания чувств: чувственный тон, эмоциональное состояние, настроение, страсть, стресс, аффект.Чувственный тон – эмоциональная окраска ощущения, восприятия, мышления, речи и т.п. В некоторых случаях эмоциональная окраска восприятия оказывается врожденной.Эмоциональное состояние – непосредственное переживание какого-либо чувства, например наслаждение от хорошей музыки.Настроение – общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного промежутка времени психические процессы и поведение человека.Страсть – стойкое и длительное проявление эмоций, являющихся доминирующим мотивом деятельности. Страсть может быть положительной или отрицательной. Положительной можно назвать страсть к учебе.Стресс – психическое состояние, вызванное экстремальными для данной личности условиями. Стресс имеет ряд проявлений: физиологические (изменение пульса, окраска кожных покровов, потоотделение, напряжение мышц) и психические (изменение эмоционально-моторной и эмоционально-сенсорной устойчивости, внимания, памяти, мышления, появление импульсивных действий и т.п.).Аффект – стремительно и бурно протекающая эмоция взрывного свойства, относительно кратковременная. Аффект имеет ярко выраженные внешние признаки: повышенную двигательную активность или, наоборот, атрофию движений («остолбенел» от радости).

25. Характеристика аффектов и стрессовых состояний.

Аффект – это ярко выраженные, кратковременные, непроизвольные (и неконтролируемые) защитные реакции организма в ситуации жизненной опасности (в жизненно важной ситуации).Характеристики аффекта:1)Навязывает способ поведения.2)Сопровождается телесными реакциями.3)Сопровождается помутнением (сужением) сознания. Смысл аффекта – запасная реакция, возвращение к инстинктивному поведению. Аккумуляция аффекта – накопление причин, способных вызвать аффект. Особенности аффекта. Отсутствие предварительного плана, использование того, что подвернется под руку, амнезия. Основа: длительное аффективное напряжение или временное нервно-психическое истощение у психически здоровых людей. Аффективный комплекс (психоанализ) – объединение в пределе любых деталей вызывающих аффект, т.е. чтобы аффект повторился достаточно упоминание любой детали. Аффективная память отличается от образной (смысловой). Здесь свои законы. В образной памяти след может исчезать, а в аффективной происходит накопление. стресс-неприятности, неудовлетворительные бытовые условия, естественно, отражаются на Вашем душевном и физическом состоянии. Под стрессами понимают факторы внутренней и внешней среды, которые вызывают состояние напряжения, или стресс. В наиболее общей классификации  можно выделить стрессоры неопределенности и значимости, подразделяющиеся в свою очередь на внутренние и внешние.Стрессоры внутренней значимости определяются характером субъективной, внутренней оценки  реализации индивидуально значимых мотивов личности.Стрессоры внешней значимости определяются характером внешнего контроля индивидуально и социально значимых последствий деятельности.

26. Стресс. Его виды. Профилактика стрессовых состояний.

Стресс  -   это  комплекс  глубоких  психоэмоциональных  и  физических  перенапряжений,  который  ведет  к  большому  расходу энергетического  потенциала,  к   депрессиям  и  физическим заболеваниям  человека.  Стресс — это реакция на изменение внешней среды, которая возникает в зависимости от психологических и индивидуальных качеств.Эмоциональный стресс связан с нашими эмоциями, эмоциональными реакциями. Внутриличностный стресс:Находиться в мире с самим собой! Как это важно и как часто мы не можем этого достичь. Наши внутренние переживания, недовольства, смятения начинают проявляться раздражительностью, неудовлетворённостью и как следствие развивается стресс. К внутриличностному стрессу обычно приводят наши нереализованные потребности, несбывшиеся мечты, желания, надежды и др. На самом же деле стрессы бывают двух видов.Полезные стрессы, или эустрессы. Для полноценной жизни каждому необходима небольшая доза полезного стресса - это движущая сила в решении сложных задач. Назовем это состояние «реакцией пробуждения». Чтобы утром встать с кровати и пойти на работу, нужно полностью проснуться. А чтобы достичь оптимального уровня активности и работать продуктивно, человеку необходима реакция пробуждения, или эустресс (небольшая порция адреналина).Вредные стрессы, или дистрессы, возникают, когда напряжение достигает критической точки, когда нет больше сил бороться с ним. Именно это эмоциональное состояние мы подразумеваем, когда говорим, что находимся «в состоянии стресса». Профилактика стрессовых состояний: Изменение направления мыслей:Этот прием нередко называют еще «отвлечение» или «переключение».Переключение достигается тем, что, к примеру, студент накануне экзамена старается заняться делом, которое полностью или почти полностью занимает его мысли(читает интересную книгу).Воздействие на внешние проявления стресса(стресс, особенно повышенный, отчетливо проявляется внешне: повышается двигательная активность).Произвольное переключение внимание на раздражители различного эмоционального значения.(На психическое состояние человека  перед стрессогенной ситуацией значительно влияет окружающая среда (природа, интерьер жилища, оформление мест соревнований и т.д.).Применение специальных дыхательных упражнений. Можно выделить четыре основных метода борьбы со стрессом: релаксация;противострессовый распорядок дня; оказание первой помощи при остром стрессе и аутоанализ личного стресса.

Категория: Психология | Добавил: Tanyffka (15.03.2011)
Просмотров: 4876 | Комментарии: 1 | Теги: характер, чувства, психология, стресс, эмоции, темперамент, способности, личность | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Философия [5]
Здесь собраны шпаргалки по предмету "Философия"
Психология [9]
Здесь находятся ответы на основные вопросы по психологии
Наш референдум
Оцените наш сайт
Всего ответов: 34
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск